Мышление и память в психологии

Мышление и память в психологии

Современному человеку память и внимание нужны как никогда раньше: столько информации вокруг — надо ничего не упустить. Только вот мозг стареет начиная с 20-ти лет и у людей рано начинаются проблемы: то одно забудется, то другое, то никак не сосредоточиться на важном деле. Что же поможет не только сохранить, но и даже улучшить умственные способности? Ученые разработали рекомендации. Новинки «Мозг на пенсии» и «Внимательный мозг», изданные в «Манн, Иванов и Фербер», — как раз об этом.

Проблема XXI века

Все хотят жить долго, но никто не хочет быть старым. Об этом задумываются не только те, кому исполнилось 40 и 50 лет, но и представители молодого поколения — те, кому не так давно стукнуло 20 и 25. В чем причина столь ранней озабоченности? Возможно, в научно-техническом прогрессе. Как говорят в народе, он и лечит, и калечит. Наш мозг вынужден обрабатывать колоссальные объемы данных, запоминать тысячи мелочей и разных дел, быть способным отстраняться от информационного шума и фокусироваться на главном. В этом-то и загвоздка. Эволюция не предусмотрела столь резкого скачка технологий, в итоге современный человек оказался в щекотливом положении: о том, как сохранить познавательные способности задумывается каждый третий. А о том, чтобы их улучшить (кому не нужны возможности суперлюдей — цепкая память, способная выхватывать из потока и запечатлевать навсегда нужную информацию, развитое внимание и способности к концентрации, ясный и хлесткий мыслительный процесс, мгновенно реагирующий на каждое событие и эмоцию), — каждый второй.

Науке известно, что, безусловно, с годами круг человеческих возможностей действительно сужается. И на физическом и физиологическом, и на ментальном уровне. Однако стоит заметить, что некоторые способности все же остаются нетронутыми. Большее влияние на них оказывают стереотипы и негативные установки самого человека (исследования показали, что от этого иногда даже зависит продолжительность жизни пожилых людей), однако это тема для отдельной, не менее интересной статьи. Так как же заметить, что познавательные функции начинают «сдавать позиции», что делать, если это действительно так, и как «повысить градус» своих возможностей?

Память, внимание, мышление, или как меняется наш мозг с годами

Память

Когда мы думаем о том, что становимся старше и уж тем более в обозримом будущем постареем, на ум невольно приходит ассоциация с ухудшением памяти. Старая забывчивая бабуля — вот собирательный образ человека преклонного возраста. Парадокс только в том, что иногда проблемы с памятью начинаются задолго до пенсии. Виновата в этом наследственность, в какой-то степени — образ жизни и условия, в которых находится современный человек (имеется в виду засилье технологий, гаджетов и все возрастающие требования к возможностям людей). Вы думаете, это домыслы? Отнюдь. Ученые исследовали потенциал снижения памяти и выяснили любопытную вещь: объем память снижается начиная с 20 лет. Да-да, это не шутки. Более всего спад заметен в возрасте с 60 до 70 лет, однако начиная с момента двадцатилетия наши способности к запоминанию начинают слабеть.

И хотя ученые еще точно не определились с механизмом работы памяти, судя по данным недавних исследований, кратковременная память со временем «заполняется», как книжная полка: чтобы поставить новую книгу, нужно куда-то переложить ту, которая уже стоит на полке. Нельзя поставить больше книг, чем это возможно. В принципе, эта идея выглядит логичной. Однако по некоторым данным этот фокус не срабатывает в отношении долговременной памяти: чем старше человек, тем больше событий хранится в его памяти.

Хранится — ключевое слово. Хранение и доступ к информации — совсем не одно и то же. Это два самостоятельных процесса. Более того, существуют разновидности процессов запоминания. Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще — иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше.

Внимание

Внимание, или умение концентрироваться, неизбежно ухудшается. Это однозначно показывают нейрофизиологические тесты. Пожилым людям труднее переключать внимание с одного объекта на другой, а также концентрироваться на чем-то в течение длительного времени. Отчасти это объясняет рассеянность и несобранность, которые свойственны многим людям. Однако слабое внимание может встречаться и гораздо раньше: в школьном, подростковом и взрослом возрасте. Однако здесь уже можно вести речь о таком заболевании, как синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Навык концентрировать внимание — один из основных. Примечательно, что он тренируется во многих религиозных практиках, многих из которых сейчас переиначивают на современный лад. Но не просто так, а благодаря науке. Исследования последних лет подтверждают догадку о том, что медитация внимательности, популярная в буддийской традиции, не только в состоянии «подтянуть» внимание как познавательный процесс, но и положительно влияет на организм. Человек, который регулярно медитирует, постепенно избавляется от хронической боли, нарушений настроения, тревожности и депрессии. Или, по крайней мере, симптомы заболеваний заметно ослабляются. Продвинутые врачи обучают пациентов так называемой «светской медитации», которая не связана с принадлежностью к какой-либо группе, общине или религиозной традиции. Также подобный метод встраивается в базовые терапевтические модели. Фокусировка на чем-либо стимулирует рост новых нейронов и активирует определенную сеть нейронов головного мозга, что укрепляет синаптические связи с тех или иных зонах мозга. Причем связанных не только непосредственно с вниманием, но и, к примеру, с социальным взаимодействием.

Мышление

С возрастом падает скорость протекания психических процессов. Проще говоря, человек медленнее соображает. Скорость реакции и обработки информации — два фактора, которые участвуют в нашей жизни самым непосредственным образом. Понять, что написано в книге, запомнить список покупок и принять решение — это связана с тем, насколько быстро мы можем обработать «входящие данные». Это самая важная из деградирующих с возрастом способностей, которая, вероятнее всего, является причиной ухудшения памяти и внимания в том числе.

Читайте также:  Натоптыш или бородавка на стопе

Еще один аспект мыслительного процесса, который страдает сам и затрагивает память, — снижение скорости обработки единиц информации и ухудшение способности к разделению на важное и неважное. Оба этих аспекта отрицательно влияют на краткосрочную память. Это легко заметить в повседневной жизни, когда человеку надо освоить много нового, но не все является необходимым в данный момент. Например, пожилому человеку трудно сконцентрироваться на чтении, когда за спиной шумно играют внуки, так как ему сложнее игнорировать нерелевантную информацию (шум, производимый детьми) и данные, уже присутствующие в его сознании.

Серьезнее всего дело обстоит с так называемыми «исполнительными функциями» — это планирование и инициация действий, умение контролировать эмоции и поведение, а также способность держать в уме действия, которые необходимо реализовать в будущем. Эти функции помогают организовывать нашу деятельность, упорядочивать поведение и сдерживать неподходящие чувства. Проявляются они в разных ситуациях: мы в состоянии не переходить дорогу на желтый свет светофора, хотя очень спешим, и можем сконцентрироваться на вождении, когда вокруг столько отвлекающих факторов — начиная от красивых зданий до соцсетей в смартфоне. Кстати, это одна из причин того, почему с возрастом люди хуже водят автомобиль.

Советы для тех, кто хочет сохранить и улучшить познавательные способности

Вот несколько рекомендаций, следуя которым вы сможете «добавить очков» памяти, вниманию и даже мышлению. Как и многие процессы в организме человека, их можно тренировать и добиваться хороших результатов.

Внимательно слушайте и ассоциируйте

К примеру, если вас знакомят с кем-то по имени Александр, а вы отвлеклись на смс-сообщение, даже и не мечтайте о том, что через неделю вспомните, как зовут этого человека. Имя не отложится в вашей памяти, потому что на самом деле вы не уделили этому внимания. Чтобы крепко и надолго запомнить что-то новое, соблюдайте два правила. Во-первых, всегда сосредоточенно слушайте, о чем вам говорят. Во-вторых, проделайте в уме что-то с новой информацией: свяжите ее с тем, что уже хранится в вашем «банке памяти»: например, с уже знакомым вам Александром или киноактером, на которого похож новый знакомый.

Тренируйте память

Попробуйте играть в такую мини-игру: запоминайте слова. Чем больше вы будете упражняться, тем больше слов будете запоминать. Естественно, это отразится и на памяти на лица, события — в повседневной жизни прогресс будет заметен. Такой прием используют психологи для проверки памяти: зачитывают 15 не связанных друг с другом слов и через 10 минут просят воспроизвести. Интересно, что с первого раза люди среднего возраста повторяет около 7 слов. Чем старше человек, тем меньше он может воспроизвести. Регулярные упражнения помогут вам, например, обходиться без списка покупок в магазине — вы и так все запомните.

Нагружайте мозг

Доказано, что люди, которые всю жизнь занимались умственным трудом, гораздо реже страдают от болезни Альцгеймера — слабоумия. Больше читайте, размышляйте, общайтесь с интеллектуальными людьми. Хороший вариант — выбрать хобби, которое требует активной умственной деятельности. Элементарное разгадывание кроссвордов — хороший пример. Чем разнообразнее будут ваши «ментальные упражнения», тем лучше для мозга и когнитивных функций.

Занимайтесь спортом

Как бы банально это ни звучало, но в здоровом теле — здоровый дух. И современная наука только подтверждает этот тезис. Люди недооценивают потенциал физической активности и то, насколько положительно она влияет на память, внимание и мышление. В идеале тренироваться нужно по полчаса ежедневно, и с возрастом этот показатель должен увеличиваться. Особенно действенна аэробная нагрузка, при которой учащается дыхание и сердцебиение, — бег, велосипед, активные игры на свежем воздухе.

Питайтесь растительной пищей

Исследование долгожителей в разных уголках планеты однозначно показывает: люди, которые отпраздновали 100-летний юбилей, едят в основном растительную пищу. Львиную долю их рациона составляют овощи, фрукты, травы и специи, бобовые и злаки.

Довольно простые рецепты, а эффект не заставит себя ждать — попробуйте и увидите сами.

Еще больше интересных фактов и полезных советов — в книгах «Мозг на пенсии», «Внимательный мозг».

Внимание и память — познавательные процессы человека, необходимые, чтобы концентрироваться на чем-то и запоминать те или иные события, объекты и так далее. Человек, у которого начинаются проблемы либо с одним, либо с другим, чувствует острый дискомфорт, так как мозг становится перегруженным и находится в постоянном напряжении.

  • Что из себя представляют эти два процесса
  • Если есть нарушения

Что из себя представляют эти два процесса

В психологии разные мнения насчет данные познавательные процессы. Например, некоторые эксперты считают, что внимания как отдельного элемента нет, а есть только один из моментов психических событий. Однако на основании исследований ученые говорят, что оно существует как отдельная единица психологии, и мозг воспринимает внимание именно так.

Память же, напротив, не вызывает у них никаких разногласий. Это важный элемент работы, который связан с другими психическими процессами. Именно память обеспечивает связь прошлого с настоящим, а мозг расценивает ее как важную познавательную функцию. Память представляет собой накопление, закрепление и сохранение опыта человека. Поэтому она залог нормального психического функционирования организма. Мышление отказывается быть ясным, когда память подводит.

О внимании подробно

В психологии рассматривают внимание как некую концентрацию на объекте восприятия и описывают как действие, которое отражает динамические особенности познания. Связь его с другими психическими процессами до конца не установлена, но эксперты в психологии не сомневаются – она есть. Ведь от сосредоточенности и умения переключаться с одного объекта на другой или с одного действия на другое зависит многое, например, общение. Мозг отправляет сигналы и при помощи движения нейронов удается этого добиться.

Читайте также:  Объемные образования простаты

К основным функциям внимания относят умение фильтровать лишнее, концентрируясь на главном и важном. А это значит, что человек сохраняет способность в любой ситуации выбирать для себя что-то важное и фиксироваться на нем. Мозг сам подскажет, на что лучше обратить внимание.

Внимание обеспечивает надежную связь между мышлением и соотнесенностью образов, пока длится какой-то акт или действие до полного достижения цели.

В психологии внимание измеряется по тому количеству объектов, которое человек видит перед собой одновременно. При этом мозг «видит» объединенные объекты в количестве большем, чем раздельные, и внимание распределяется между другими, но не менее важными объектами или действиями.

Классифицируют следующие виды внимания:

  • непроизвольное;
  • произвольное;
  • послепроизвольное.

В первом случае речь идет о том действии, которое возникает само, когда мышление не завязано. Мозг видит что-то необычное, эмоционально сильно окрашенное и реагирует на это. Под произвольным вниманием понимают способность человека направлено фокусироваться на чем-то. Мозг и мышление настраиваются на сознательную оценку действия и концентрацию на нем. Такой вид внимания тесно связан с другими психическими процессами, например, с волей. В психологии это объясняется так: человек в момент сосредоточения на объекте прилагает волевое усилие, поддерживающее концентрацию на весь процесс.

Под послепроизвольным вниманием в психологии понимают начало конкретной деятельности и возникающий в связи с этим интерес. Такое отношение легко прослеживается, а мозг создает необходимые условия для сохранения целенаправленности.

Стоит учитывать, что циркуляция внимания происходит циклично, и через каждые 10 секунд мозг отключается. Это необходимо помнить, чтобы не утерять часть важной информации.

Подробнее о памяти

Память представляет собой некое отражение событий, которое закреплено и надежно сохранено в сознании человека. Она делится на 2 вида:

  1. непроизвольная;
  2. произвольная.

В первом случае говорят об особенности запоминания без специального заучивания. Обычно такой вид развит в детстве, а ко взрослому возрасту угасает. Во втором — закрепление информации с помощью специальных приемов.

Произвольная память зависит от целей и видов заучивания. Например, может работать механическая память, логика, мышление. Связь процессов крайне важна для успешного запоминания информации.

Память дополнительно делят на типы. Обычно упоминают о кратковременной и долговременной памяти. Кроме того, часто говорят об оперативной и промежуточной памяти, когда наблюдается связь между другими процессами и запоминанием как из долговременной памяти, так и кратковременной.

Если есть нарушения

Нарушения, что памяти, что внимания, встречаются довольно часто. Мозг перестает правильно ориентироваться, связь с другими процессами теряется, и возникают проблемы. Эксперты предлагают ряд решений по восстановлению памяти и корректировки концентрации.

Одним из вариантов коррекции называют заучивание стихов. Мышление улавливает связь между повторением одного и того же, и происходит запоминание. Естественно, для этого нужно тщательно сконцентрироваться. Достаточно учить в день по стиху, чтобы восстановить связь.

Как вариант, используйте гибкое мышление – запоминайте телефоны из своей мобильной записной книжки наизусть. Это позволит в трудной ситуации не остаться без связи, а также потренирует память.

Образное мышление – еще один вариант восстановить внимание и развить память. Достаточно составить много ассоциаций по тому или иному поводу, чтобы потом по ним вспомнить необходимую информацию и сконцентрироваться на ней.

Отличным вариантом работы с познавательными процессами станет игра «в детектива». Нужно просто периодически вспоминать, что вы делали вчера в это время, а позавчера? Мышление быстро и услужливо подскажет правильный ответ.

Заниматься своим психическим развитием нужно постоянно. С возрастом возможности памяти и концентрация внимания снижаются. Поэтому стоит заранее перестраховаться и начать тренировки еще с молодости.

Тем более, что сделать это не так и сложно, так как есть огромное количество методик, а также большое число врачей специализируется на нарушениях в области познавательных процессов и на их укреплении. Если рекомендации выполнять регулярно и по инструкции, вы будете обладать ярким и острым разумом. Что позволит быстрее и проще справляться с различными задачами, решая их мгновенно.

Дополнительно помогайте себе, принимая витамины и микроэлементы. Это укрепит сосуды, улучшит способности запоминания и концентрации внимания и так далее. Также не забывайте и о рациональном режиме дня, чтобы прогулки на свежем воздухе питали мозг достаточным количеством кислорода и способствовали его лучшей работе. Заботьтесь о себе, и тогда всегда будете здоровы — что физически, что психически.

  • Главная Страница
  • Поиск По Сайту
  • Контакты Обратная связь
  • Главная
  • Психология
  • Статьи по психологии
  • Ммышление и память психология

Ммышление и память психология

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
  • E-mail

Статья на тему « МЫШЛЕНИЕ И ПАМЯТЬ. СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ».

Мышление и память. Стили мышления.

Мышление и память – основное оружие тех, кто учиться. И ею надо научить пользоваться.

Мышление основывается в познании сути вещей и явлений, закономерных связей между ними. Это процесс отображения внутреннего и внешнего мира сознания. Мышление проявляется во время решения задач, проблем, постоянно возникающих перед человеком. Результат мышления – новые знания, высшие ступени понимания и обобщения полученных знаний.

Материальной формой мышления является речь. Мышление и речь – едины. По тому, как мыслит человек, говорит то, как он мыслит. Но существует и обратная связь.

Следует помнить, что мышление и речь неразрывно связаны между собой. Развивая мышление — развиваем речь. Развивая речь – развиваем мышление. Поэтому необходим постоянный тренинг мышления и речи.

Читайте также:  Какие витамины содержатся в красной рыбе

Послушайте высказывания своих коллег. Все ли вам понятно, что они говорят? Если не все, то кто тут виноват: тот, кто излагает информацию, или тот кто слушает?

Мышление неразрывно связано с практической деятельностью человека. Поступки всегда адекватны мышлению. Кто как думает, тот так и поступает. Но между мыслями, словами и поступками нет прямой связи. Можно думать одно, говорить другое, а делать третье. Это одна из характерных особенностей нашего менталитета, одна из основных проблем современности.

Мышление выходит на поверхность, проявляется через речь и практическую деятельность. У кого – то превалирует словесное, образное мышление, у кого — то – действенное, поведенческое. Таким образом, можно выделить два типа мыслительной деятельности: конкретное или образное мышление. При этом нельзя сказать какой тип мышления лучше, каждая профессия требует формирования определенного типа мышления.

Мышление как процесс состоит из нескольких этапов.

1. Анализ – это образное разбитие целого на части или выделение из целого его составных частей. Синтез – это обратный ход мыслей по объединению частей в целое. Анализ и синтез – взаимосвязанные операции.

2. Сравнение – установление схожести предметов и явлений. Сюда относят: Абстрагирование – процесс выделения сути явлений, не отвлекаясь на ненужные детали;

Конкретизацию – процесс противоположный абстрагированию – когда необходимо вникнуть во все детали процесса;

Классификацию – объединение на основе общих признаков.

3. Память – это процесс, который состоит из записывания, хранения и извлечения информации. Запоминание материала связано с определенными условиями, которые уменьшаются в процессе накопления определенных знаний. Поэтому память можно тренировать, развивать и тренировать. Использование того, что запомнилось, требует усилий по извлечению из «запасников памяти». Если вспомнить информацию не удалось, значит, информация не запомнилась.

По длительности запоминания информации выделяют три типа памяти: краткосрочная, среднесрочная (оперативная) и долгосрочная. Отдельно, для характеристики некоторых качеств используется чувственная память. Любая информация, воспринятая при помощи органов чувств, проникает в мозг, где хранится в виду чувственной памяти. Чувственная память хранится в разных отделах мозга. Например, зрительные наблюдения хранятся в задней части коры головного мозга. Чувствительная память может охватывать бесконечное количество информации, но она не длительная.

Факты, которые важны, нужны или просто интересны, заносятся в краткосрочную память. Информация находится там коло полминуты. Краткосрочная память вмещает одно – два сообщения. Нужно давать знания порциями, чтобы дать возможность сохранить их в памяти.

Долгосрочная память сохраняет информацию длительное время. Если она перегружена или недостаточно систематизирована, то даже во взрослом возрасте возникают проблемы с воспоминанием событий и людей.

Одна из проблем с запоминанием информации возникает по причине недопонимания материала. И один из способов преодоления этой проблемы – это записывание информации одновременно в разных отделах мозга.

Память служит практической цели. Если ее активно не используют, не нагружают, то она ослабевает.

Чтобы тренировать память необходимо постоянно проводить легкие, короткие, но регулярные тренировки по запоминанию информации.

Существуют нехитрые приемы, позволяющие сразу уловить и запомнить новую информацию. Для этого необходимо соединить незнакомое слово, с каким нибудь хорошо знакомым образом и вмонтировать это в сюжет.

В памяти необходимо удерживать одновременно три объекта. Действие первого должно быть направлено на второй, второго – на третий. Например: мальчик кидает камень, камень летит в стекло, стекло разбивается и сыпется на траву.

Эти приемы эмоциональны, и специально создаются, чтобы активизировать левое полушарие мозга. Самые простые зарифмованные стихи облегчают запоминание сложных понятий. Например «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Существует два типа знаний: декларативные – это то, что мы знаем, и порцедурные – это то, что мы умеем с этими знаниями делать. От характера знаний зависит запоминание. Лучше запоминаются процедурные знания.

Как же облегчить запоминание? Во – первых – необходимо сосредоточиться. Концентрация внимания – важное условие запоминания. Повторение – это техника удерживания информации в короткосрочной памяти. Если несколько раз повторять иностранное слово, оно осядет в долгосрочной памяти. При этом постое, механическое повторение, так называемое поведенческое, облегчает запоминание информации на короткое время. Для долгосрочной памяти необходимо использовать технику кодирования, т. е. каждое новое сообщение необходимо связать с данными, которые уже накоплены в мозге.

СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ.

Знания студенты воспринимают посредством органов чувств. Некоторые из них являются зрителями (визуалами). Обучение им облегчают рисунки, презентации, графики. Другие являются слушателями (аудиалы). Они лучше воспринимают информацию на слух. Студенты, которые мыслят кинестетическим (чувственным) способом, должны действовать практически, проводить эксперименты. Они хорошо учатся в ситуациях, которые вызывают эмоции. Но они имеют проблемы с удерживанием внимания.

Разный способ восприятия знаний отображается в разговорных стилях. Люди, мыслящие образно, используют слова, которые описывают вид предмета, цвета, свет. Аудиалам важны звуки, разговоры о гармонии, ритм. Кинестетики очень эмоциональны.

Многие студенты имеют проблемы с обучением только потому, что у них другой тип мышления. И если у преподавателя и студента разные типы восприятия, то процесс обучения может вызвать определенные трудности. Так, У одного преподавателя одни студенты могут иметь высокие оценки, а другие – низкие. Изменить эту ситуацию может только преподаватель. Здесь на первый план выходит умение приспособиться к друг другу.

Необходимо чтобы каждый студент знал свой стиль мышления, благодаря этому он сможет использовать определенную стратегию при изучении обучения, достигая наилучших результатов.

Визуалы лучше обучаются «рисуя» карты ассоциаций.

Аудиалы лучше запоминают во время движения, ритмично повторяя части, которые хотят запомнить.

Кинестетикам необходимо хорошо знать тему, чтобы зафиксировать ее в памяти. Они лучше обучаются на практике.

Ссылка на основную публикацию
Мышечная боль в области лопатки
На боли в спине в области лопаток жалуются люди как старшего возраста, так и молодого поколения. Болевые ощущения в межлопаточной...
Мрт головной мозг цена
Магнитно-резонансная томография головного мозга или МРТ головы — это метод диагностики, с помощью которого исследуются структуры мозга. В результате обследования...
Мрт звенигород
Не пропустите шанс сэкономить на обследовании! Чтобы заботиться о своем здоровье и при этом - экономить! Узнайте больше о наших...
Мышечная оболочка сердца называется
Кардиологиястроение сердца животных Се́рдце (лат. соr, греч. καρδιά) – это полый конусообразный мышечный орган в грудной клетке, обеспечивающий непрерывный ток...
Adblock detector