1 этап-условно называется «Я есть». Он длится примерно до 5 лет. Зависит от того, как прошло принятие ребёнка в раннем возрасте. Если застрять в этом возрасте, то проблемы у человека по жизни будут примерно такие: эгоизм, страх, агрессия, непринятие себя, непринятие других. Не до поиска любимого дела, разобраться бы, существую ли я вообще?
2 этап- «Я познаю мир». Если человек так и не принял себя, находится в страхе, то постигать он ничего не может, требуется помощь специалиста и родителей. В нормальном течение обстоятельств ребёнок активно интересуется всеми сферами жизни, выбирает приоритетные направления, с удовольствием изучает что-то новое.
3 этап- «Я активно действую». Примерно с 13-14 лет подросток начинает воплощать себя, к 15-16 годам понимают чего хочет душа.
4 этап-«Я учусь служить и любить бескорыстно». Уже такая степень взрослости, когда человек способен «служить», отдавать в мир бескорыстно. Это уровень, когда приходишь на работу и вкладываешь своё сердце, а не только ради заработка. Своё призвание сложно осознать, увидеть себя, реализовать, если человек не вышел на этот уровень щедрости изнутри.
5 этап-«Я практик». Человек обычно понимает свои смыслы жизни, в идеале этот период наступает в 33-35 лет. На этапе и начинается «служение».
6 этап-«Я в гармонии». На этом этапе человек не просто понимает самого себя, не просто своё призвание как практика, в гармонизация своих внутренних ценностей с законами мира. Человек понимает интуитивно, как устроена жизнь и как он может транслировать себя в мир.
7 этап-«Совершенство призвания». На этом этапе человек становится Творцом. Это могут быть великие учителя, великие творцы (Моцарт, Тесла). Они транслируют свою личность в жизнь и показывают своим примером, как наполнять мир в целом.
Мы внутренне растём по этим уровням, возможно, отставая или опережая свой физический возраст.
Встречали не по годам зрелых и мудрых детей и подростков?
Слово “подросток” для многих ассоциируется со словом “сложный или тяжелый”. Эта ассоциация имеет место, но подростки – это наши дети. Задача родителей – не навредить и помочь своим чадам подняться и сделать первые шаги не только в девяти или десятимесячном возрасте, но и в период с 10 до 18 лет.
Чтобы ничего не пропустить нужно вспомнить, как себя чувствует подросток, какая она, подростковая психология, ведь все проходили через этот кризисный период.
Этапы взросления
Изменения в поведении детей подошедших к переходному возрасту становятся все ярче и заметнее. Это не только внешнее изменения, но и психологическое состояние, которое, в первую очередь, пугает и практически застает врасплох неподготовленных родителей. Чтобы не пропустить этапы взросления своего чада, нужно знать временные рамки этих периодов. Их всего два.
Первый – от 10 до 13 лет.
В этом возрасте начинается гормональная перестройка всего организма. Ребенок в этот период очень часто устает и стремится к уединению. Хотя застать его дома родители практически не могут, он все время проводит в компании друзей. Это происходит потому что ребенок понимает: он взрослеет и, действуя интуитивно, пытается утвердить свой авторитет. Для этого и общается с ровесниками и поддается всевозможным провокациям со стороны других детей.
В глазах родителей это все выглядит как непослушание и неподчинение их воле. На самом деле, родителям всего-то нужно понимать, что ребенок взрослеет и у него подростковый период.
Нужно постараться не ломать и менять своего сына или дочь, а минимизировать давление и сузить круг ограничений до минимума, конечно же, в разумных пределах, не подвергая жизнь ребенка опасности. Как вариант, переключите внимание на развивающие игры.
Никакие запреты сейчас не будут восприняты, и ваш авторитет не сработает. Сейчас в авторитете друзья и товарищи. Они понимают лучше и знают, как кажется детям, больше.
Второй период – возраст 14–15 лет.
В этом возрасте гормональный фон уже выровнялся, но теперь переизбыток энергии. И ее нужно направить в нужное русло. Сделать это тоже нужно ненавязчиво, поскольку авторитет у родителей в этот период возраста пока еще на нуле, и это в лучшем случае.
Если применять силу и наказание, то можно получить обратный эффект. Ребенок начнет действовать по предложенному вами же сценарию.
Ваша задача – найти применение этой “лишней” энергии в мирном русле, развивая таланты и способности ваших мальчиков и девочек, их способности и интеллект, в связи с переходным возрастом никак не ухудшились. Вам важно заинтересовать ребенка, показать любовь и заботу.
Подростковый период. Сложные аспекты развития личности
Один из самых сложных периодов в жизни человека — 12 – 17 лет (с небольшими отклонениями). Практически никто не избежал кризисных явлений в этом возрасте, но мало кто помнит о них. Поэтому многие родители огорчаются, встречая непонимание со стороны своих детей и пытаются воздействовать на них различными методами, только ухудшающими ситуацию.
В этом возрасте ребенок становиться личностью и пытается самоутвердиться, прежде всего, в среде сверстников. Он сравнивает себя с окружением, пытается стать своим. Мнение одноклассников или друзей по двору становиться более важным, чем родителей. Все эти психологические изменения происходят на фоне взросления организма, сопровождаемого специфическими симптомами. Это усложняет и без того сложное положение и вызывает даже такие, ранее не проявлявшееся черты, как грубость, упрямство, самомнение.
Подросток начинает воспринимать себя как взрослого человека, возможности и полномочия которого значительно выросли. Минуя этап ощущения ответственности за свои действия, тинэйджер ставит в приоритет свои личные потребности, зачастую игнорируя мнение и желания других, в том числе родителей и других членов семьи.
Выход из ситуации — найти занятие, не позволяющее подростку замкнуться в своем мире и уйти в глубины самоанализа и самокопания. Эти состояния не подтверждены надлежащим опытом и приводят к депрессиям или излишне острым реакциям на внешне безобидные для окружающих события. Самый простой способ — социальная активизация. Подражая взрослым, ребенок усваивает новые для себя правила поведения. Это выводит его развитие на более высокий уровень, определяет кругозор, расширение сферы интересов и способствует более оптимистичному взгляду на будущее.
Центры развития подростков в Харькове созданы с целью направить внутреннюю энергию детей в нужное русло и правильно реализовать потенциал самоутверждения. В центрах работают опытные грамотные педагоги, отлично знающие психологию подростков и умеющие найти к ним подход в самых сложных ситуациях.
Для этого специфического возраста характерны некоторая несбалансированность психоэмоциональной и физиологической сферы. Меняется эмоциональная основа, возникают первые биологические потребности в виде полового влечения, с чем не каждый может справиться самостоятельно. В результате — стрессы, напряжения, переживания.
Ранний период самоопределения — 12-14 лет. В этом возрасте ребенок стремится к самоопределению и выработке понятной ему системы координат. В возрасте 15 – 17 лет внимание подростка направлено на более конкретные цели выбора будущей профессии и своего места в жизни, согласно его представлениям об окружающем мире.
Поиск своей цели и самоутверждение часто сопровождается заметными изменениями поведения и характера. Эти возрастные особенности характерны для всех детей, но быть сторонним наблюдателем родителям не стоит. Направлять все действия подростка при помощи профессиональных педагогов — оптимальный выход из сложной, но неизбежной ситуации.
Физическое развитие в переходной период
Психологические изменения в личности подростка происходят параллельно с активизацией физического развития. Часто изменения происходят синхронно, иногда — один из аспектов развития отстает. Но в обоих случаях в жизни ребенка возникает определенный дискомфорт, с которым нужно помочь справиться.
Признаки созревания определить просто:
- увеличение темпов роста;
- проявление половых признаков;
- усиление скелета.
Эти проявления характеризуются неравномерностью, но наличие общих черт можно определить у всех подростков. К ним относятся:
- изменения в конституции тела (рост, удлинение рук и ног, утяжеление скелета);
- формирование самостоятельного мышления, развитие правильной речи и способности четко выражать свои мысли;
- усиление памяти, с ярко выраженной способностью запоминать большие объемы информации с высокой скоростью;
- появление признаков абстрактного мышления;
- умение анализировать полученную информацию;
- нахождение связей и конструктивное логическое мышление
- половое созревание, которое происходит с разной скоростью и определяется типом личности.
Спорт в этом временном промежутке — почти панацея для правильного развития тела. Формирование мышечной и скелетной системы происходит очень активно и правильно дозированные нагрузки позволяют обеспечить равномерное развитие, исключить дисбаланс и нарушения здоровья. Одновременно при занятиях спортом активизируется иммунная система, которая может давать сбои в результате нагрузок, если процесс развития неконтролирован.
Во многих случаях развитие ребенка в подростковый период происходит без особых отклонений. Но, если родители заметили чересчур яркие отклонения в поведении ребенка, им необходимо обратиться за помощью к психологу.
Психоэмоциональное развитие подростка
У некоторых детей этот этап происходит практически незаметно, у других — выражен очень ярко. Ни одна, ни другая крайность не является чем-то необычным и не должна вызывать беспокойства у взрослых. Но желательно контролировать взросление сына или дочери, причем делать это очень деликатно и ненавязчиво.
Сопровождается взросление изменениями социальных факторов, среди которых можно выделить:
- переход на обучение разными преподавателями, что требует оценки и контроля взаимоотношений внутри социальной группы;
- переход общения со сверстниками на другой уровень;
- изменение ролевых отношений в семье, увеличение количества обязанностей, вовлечение в решение вопросов, общих для семьи.
В биологическом аспекте главное — половое созревание, что отражается на поведении и появлении первых признаков формирования личности взрослого человека. У мальчиков этот период выражается в проявлениях агрессии, особенно к взрослым и критике их решений и рекомендаций. Это объясняется попытками выйти на лидерские позиции среди сверстников. Тем или иным образом такая форма поведения типична для всех мальчиков.
Поведение подростков порой кажется глупым и немотивированным. Только опытный психолог сумеет установить контроль над становлением личности и направить его в нужное русло.
Нравственное и духовное развитие
Это чрезвычайно важная сторона воспитания. Если мировоззрение ребенка формировалось в среде общечеловеческих ценностей и высокого уровня морали, то лидерские качества и творческий потенциал будут реализованы в полной мере. Причем направлены они будут на созидание и соответствовать социальным нормам, принятым в обществе.
Одним из этапов становления подростка следует выбрать социальное развитие. Это предполагает формирование:
- определение своего места в социальной нише;
- половую идентификацию;
- поиск профессиональных предпосылок;
- развитие познавательных способностей.