Что делать с рассеянностью

Что делать с рассеянностью

Полуянова Н.А., воспитатель МБДОУ №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Рассеянность — этo психическое состояние, для которого характерно отсутствие сосредоточенности, внимания.

Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и исполнительным.

Обычно рассеянность — результат неправильного воспитания.

Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привык заканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным. И наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расценивают как мелочи, то незаметно в поведения дошкольника появляются неорганизованность и рассеянность.

Эти качества особенно отрицательно скажутся в школьном возрасте. Рассеянному школьнику трудно учиться, он отвлекается, не слушает объяснения учителя, может не выполнить задания. Рассеянный ученик часто попадает в смешные и досадные положения.

Что можно сделать, чтобы воспитать внимание, сосредоточенность у ребенка, преодолеть его рассеянность?

Прежде всего, не следует упрекать дошкольника и наказывать его за несобранность, забывчивость, неаккуратность. Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать свои недостатки. Для этого должен строго соблюдаться четкий режим дня. Режим не позволяет менять занятия по настроению, требует сосредоточивать внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца. Приучая ребенка к выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к различным обязанностям.

Для воспитания сосредоточенности, внимания важно создать некоторые внешние условия и устранить то, что может отвлечь ребенка. Родители порой сами виноваты детской рассеянности. Например, делают замечания ребенку за то, что он часто отвлекается от занятий. Но в это же время в соседней комнате они включают магнитофон, и ребенок мысленно тоже с ними, временами оставляет свое занятие и заглядывает к ним. Важно не отвлекать, детей от дела, уважать их работу. Конечно, не всегда можно устранить то, что мешает. Иногда к помехам приходятся приспосабливаться. Необходимо воспитывать в детях то, что в науке называется «помехоустойчивостью», то есть приучить сохранять сосредоточенность в любых обстоятельствах.

Проявить сосредоточенность, внимание ребенок может только в том, что его захватило, увлекло. Он любят мастерить, ухаживать за комнатными растениями и животными, следить за своим аквариумом и. т. д. Поощряя такие занятия, родители внушают ребенку, что растения, если их не поливать, или рыбки, если их не обеспечить кормом, могут погибнуть. Так у ребенка появляется чувство ответственности. Постепенно ребенок усваивает, что не все дела только приятны и увлекательны, что необходимо делать и то, что не очень интересно, но полезно семье и ему самому, что для достижения цели нужно приложить усилия. Но нельзя перегружать детей длительными, монотонными занятиями.

Внимательность, сосредоточенность ребенка лучше всего тренируется в игре. Например, возьмите много мелких предметов (пуговицы, гвоздики, орехи, камешки), рассыпьте их по столу. Пусть ребенок постарается запомнить, какие вещи лежат на столе. Закройте предметы бумагой и предложите сыну (дочери) назвать все, что лежит под ней. Каждый правильно названный предмет вынимайте. Игра будет интереснее, если в ней примут участие папа, сестренка, братишка или сверстники ребенка.

Рекомендуем еще одну игру. Поставьте рядом 5 — 6 игрушек.

Ребенок закрывает глаза, а в это время с игрушками происходят какие-то изменения: исчезает одна из игрушек, меняется их расположение, добавляется новая игрушка. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что изменилось. Постепенно количество игрушек увеличивается до 10. Еще сложнее заметить, какие изменения произошли с куклой: появился бант, исчезла туфелька, изменилась прическа и т. д.

Предлагаемые игры не требуют много времени, но велико их значение в преодоления у дошкольника рассеянности и воспитании внимательности.

Иногда рассеянность ребенка вызывается болезнью, временным ослаблением всего организма. В таком случае укрепить здоровье ребенка, наладить его питание и отдых. Рассеянность вызывается также подавленностью, плохим настроением ребенка. Здесь уже все зависит от обстановки в семье, от взаимоотношений между родителями.

Если состояние рассеянности систематически повторяется, то оно становится привычным, превращается в черту характера, проявляется вместе с другими недостатками характера. Например, рассеянность в учении часто связана с леностью, рассеянность в общении в людьми — с нетактичностью и эгоизмом, рассенность в быту — с неорганизованностью, неаккуратностью. Чтобы этого не произошло, следует внимательно относится к психическим состояниям своих детей и правильно их оценивать. Если ребенок надолго сосредоточился на своих мыслях и чувствах, его от этого отвлекают. Воспитывая сосредоточенность, внимание, родители следят, на что они направлены.

Читайте также:  Обезболивающие уколы при остеохондрозе поясничного отдела позвоночника

Воспитание у детей воли, чувства ответственности и долга развивает сосредоточенность и предупреждает рассеянность.

Нарушение внимания может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. Зарегистрировано множество случаев развития этой проблемы в детстве с последующим углублением ее в старшем возрасте.

Специалисты характеризуют нарушение внимания, как процесс сужения количества внимания (человек отвлекается на побочные раздражения), а также понижением координации производимых действий.

Типы невнимательности

Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:

  1. «Порхающее внимание» или рассеянность можно охарактеризовать, как процесс неконтролируемого переключения внимания на раздражители, а также плохой концентрацией. Такой тип обычно присутствует у школьников, но может и возникать у людей старшего возраста, обычно при большой усталости.
  2. «Невнимательность ученого» — трудное переключение внимания с одного процесса на другой, в результате очень глубокой сосредоточенности на процессе или на своих мыслях. Человек с таким типом характеризуется присутствием навязчивых мыслей.
  3. «Рассеянность стариков» — состояние, которое характеризуется плохой концентрацией внимания и возможностью его переключения. Заболевание возникает в случае постоянного переутомления, кислородного голодания мозга, а также у людей, в основном преклонного возраста, которые болеют церебральным атеросклерозом.

Дефицит внимания у взрослых

Этот синдром может иметь не только ребенок, но и вполне взрослый человек.
Постоянная рассеянность, плохая самоорганизованность, забывчивость — вот к чему может это привести.

Чтобы перебороть это психологическое заболевание нужно сначала понять его первопричину.

В основном этот диагноз ставят детям еще в школьном возрасте, и потом он проявляется уже и в старшем возрасте. Но иногда впервые диагностируют симптом уже и в зрелом возрасте.

Уникальным является и процесс протекания болезни, симптоматика взрослых категорически отличается от детской.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок концентрации внимания по индивидуальной программе.

Болезни, при которых возникает нарушение концентрации

К списку таких болезней относятся:

  • депрессии;
  • гипопрозексии;
  • гиперпрозексии;
  • парапрозексии;
  • эпилепсии и при травмах головы.

Эпилептики и люди, страдающие депрессией, владеют так называемым тугоподвижным и «застреваемым» вниманием. В этом случае наблюдается снижение активности нервных процессов, неспособность переключать внимание.

Гипопрозексия вызывает ослабление концентрации. Ее разновидностью является апрозексия, при которой, в случае многочисленного отвлечения, концентрация и способность сосредотачиваться отсутствует совсем.

Чрезмерная концентрация человека на чем-то одном, например на одних действиях или мыслях, характерна при гиперпрозексии. Это так называемая односторонняя направленность внимания.

При парапрозексии могут возникать отклонения концентрации, которые характеризуются появлением бреда и галлюцинаций. Это возникает из-за того, что мозг человека постоянно напряжен, это и приводит к таким последствиям.

Такой эффект может наблюдаться даже у совершенно здорового человека, например у спортсменов, которые испытывают колоссальные моральные нагрузки.

Так бегун в ожидании сигнала «старт», концентрируя очень сильно внимание на этом, может услышать сигнал в голове, еще до его звучания в реальности.

Симптомы нарушения концентрации внимания

Плохая концентрация внимания у взрослых имеет разные формы:

1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания. В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания. Человек не способен концентрироваться на выполнении задачи, не обращает внимания на детали, не может сфокусироваться, например, при чтении книги или в случае ведения диалога.

2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.

3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание — признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:

  • постоянное откладывание рабочих задач;
  • опоздания на работу и т.д.;
  • систематические потери вещей, забывания их места нахождения;
  • плохая ориентация во времени, не способность оценить примерное время работы и т.д.

4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.

Читайте также:  Можно ли принимать лактинет не кормящим

5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:

  • постоянная смена настроения;
  • невозможность мотивировать себя и сохранять мотивацию;
  • пониженная самооценка, не восприятие критики;
  • гиперактивность;
  • постоянное возникновение чувства усталости;
  • частые нервные возбуждения.

Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.

В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.

Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.

Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.

Профилактика

В связи с озвученными выше причинами видно, что факторов, влияющих на нарушение концентрации внимания, достаточно много и они разнообразны, в связи с чем невозможно дать односложный совет, как этого избежать.

В неклинических случаях однозначно рекомендуется вести здоровый образ жизни, давать отдохнуть телу и духу при регулярных стрессах, менять род деятельности во время отдыха.

При этом профилактика — в ваших руках. Ведь мы знаем, что лучше не допускать, чем устранять последствия. На нашем ресурсе вы сможете пройти курс упражнений на концентрацию внимания, с помощью чего по возможности избежать ситуаций, требующих участия врачей.

Если ваш ребенок постоянно забывает какие-то мелочи, отвлекается по пустякам, и не может усидеть спокойно, занятый одним делом, даже 10 минут, то тогда вам надо постараться помочь ему справиться с его рассеянностью. Все просто, если следовать конкретным рекомендациям!

Не путайте рассеянность!

Для маленьких детей рассеянность – это норма поведения в возрасте до 5-7 лет, а то и немного старше. Более того, ребенок до 12-18 месяцев в принципе не умеет концентрировать свое внимание на чем-то одном, пусть даже самом интересном и привлекательном, достаточное время – и даже малейший отвлекающий фактор мешает ему (хотя упражнения на развитие внимания и его переключения для таких деток существуют). Но это не значит, что вопрос с непроизвольным вниманием, когда взгляд и мысли у вашего малыша переключаются с одного предмета на другой, можно оставить как есть. В период с 2 до 5 лет избавиться от такой черты характера вряд ли получится, но значительно уменьшить ее влияние, заложив необходимый фундамент на будущее, вам вполне по силам.

Важно лишь в этом случае не путать рассеянность с отсутствием внимания или плохой памятью. Рассеянный ребенок вполне может быть очень внимательным. Последите за ним: например, он увлеченно, тщательно, и с вниманием к каждой детали, собирает мозаику или конструктор, но, когда пришла пора складывать игрушки на место, по рассеянности не убрал половину запчастей. Или другой пример: маме и папе показалось, что малыш плохо запоминает названия цветов, но проблема тут в другом: из-за рассеянности во время занятия он просто не обратил внимания на тему занятия, зато отлично запомнил, как за окном собака гонялась за кошкой… Иными словами, в обоих описанных ситуациях и внимание, и память работают прекрасно, просто направлены они на другое, не столь значимое для вас.

Что тогда рассеянность? Это комплексное проявление поведения. В этом случае маленький человечек несобранный, не так застегивает пуговицы на одежде, надевает правую варежку на левую руку, сегодня он с легкостью называет изображенные на рисунке цифры и буквы, а завтра путает их. Такой малыш может забыть дорогую ему мягкую игрушку после прогулки во дворе в песочнице, но при этом притащить домой горсть приглянувшихся камушков. А уж про ситуацию, когда ребенок «забыл» донести до рта полную ложку супа, засмотревшись или задумавшись, и говорить не приходится – она, наверное, знакома любому родителю… Что же делать в таком случае?

Как избавляться от рассеянности ребенка?

Правило главное: ни в коем случае не ругать. Рассеянный малыш наверняка сам понимает, что делает что-то неправильно, но решить проблему самостоятельно не может. А под действием окриков или боязни услышать их снова он путается сильнее, больше отвлекается на внутренние переживания – и от того становится еще более рассеянным… Поэтому ребенку нужно мягко и аккуратно напоминать о мелочах, которые выпали из его поля зрения. Наберитесь терпения, не торопите, не одергивайте, будьте спокойны и приветливы, все инструкции давайте обстоятельно, подробно. И лучше наводящими вопросами и намеками подвести малыша к нужному логическому выводу, что он что-то забыл. Правильнее, если он сам вспомнил, а не вы ему указали на забытое. Это и для его самооценки хорошо (он не будет думать, что он ничего не может вспомнить без маминой подсказки), и для общей тренировки (навык находить в памяти нужные моменты развивается в таких ситуациях на порядок эффективнее).

Читайте также:  Шишка рядом с копчиком

Что до остальных правил, их не так много. Но каждому стоит уделить повышенное внимание, чтобы достичь необходимого результата:

Физиологические причины возникновения у детей рассеянности – одни из самых распространенных. Причем их может быть огромное количество! Например, недосып или неправильное питание ведут к потере концентрации ребенка даже в простейших ситуациях. Сюда относится и недостаток витаминов и полезных микроэлементов. И все это решаемо за счет изменения рациона и режима дня малыша: проанализируйте и скорректируйте их так, чтобы исключить негативные факторы. Про различные заболевания и говорить не приходится, они серьезно влияют на поведение маленьких детей. Поэтому без визита к специалисту, который точно укажет, что рассеянность связана с ними, и расскажет, как избавиться от такой проблемы, не обойтись.

Общая модель поведения родителей также сказывается на рассеянности ребенка. В данном случае необходимо найти грамотный баланс между либеральным, свободным воспитанием и автократичным. В первом малыш, предоставленный сам себе и особо не контролируемый, не сможет эффективно организовать свое время как в целом (за день, неделю), так и в частном (в рамках одного занятия). Во втором же случае, когда родители устанавливают тотальный контроль за его времяпрепровождением (по сути, идут по пути гиперопеки), у ребенка в принципе отпадает потребность каким-либо образом следить за собой – а зачем, если родители и так про все напомнят, подскажут, укажут? Соответственно, нет воли и инициативы – нет и внимания или усердия работы над собой.

От рассеянности неплохо помогает четкий план действий, которому необходимо следовать. Договоритесь с ребенком еще накануне вечером, что вы планируете сделать завтра, причем по пунктам: утренний туалет, зарядка, завтрак, рисование, прогулка в парк, обед, сон… Четко следуя проговоренному графику, вы сможете не просто жить по режиму (что уже само по себе хорошо для маленького ребенка), но и научите малыша распределять силы (не ставить слишком много в один день), осознавать стоящие перед ним задачи, выделять среди них наиболее важные и неотложные. Кстати, обратите внимание, в какие часы ваш ребенок показывает высокий уровень концентрации. Именно на это время и должны приходиться те занятия, которые требуют серьезного и вдумчивого подхода.

С рассеянностью можно и нужно бороться при помощи специальных тренировок в спокойной обстановке с минимумом отвлекающих факторов. Они во многом схожи с теми, которые используются, когда ребенку нужно привить наблюдательность и усидчивость. Предлагайте малышу творческие игры: от рисования и лепки из пластилина до аппликаций и шитья игрушек своими руками. Улучшайте память и интеллект, поощряйте любопытство, учите его переключать внимание. А еще посоветуйте ребенку проговаривать свои действия, особенно те, что требуют внимания. Например, он не просто наводит порядок в детской, а сопровождает подробными комментариями: я поднял с пола игрушку, сложил одежду в шкаф, я проверил, нет ли под столом карандашей – это поможет отмечать, что он забыл.

И в конце еще два совета. Первый: поддерживайте в сложных ситуациях и хвалите малыша за любой успех, связанный с исправлением его рассеянности. Благодаря этому он будет чувствовать больше уверенности в своих силах. И второй: показывайте все на личном примере! Глупо ругать его за забывчивость, если сами то ключи дома оставите, то цветок на подоконнике при поливке пропустите. Потому, если чувствуете, что тоже становитесь рассеянными, начинайте работать прежде всего над собой. Ради своего же любимого малыша!

А что вы делали, когда замечали, что ваш ребенок стал рассеянным и невнимательным?

Ссылка на основную публикацию
Что делать с пузырями от ожога кипятком
Конечно, взрыв на производстве - это крайний случай. Но происходит и масса менее масштабных происшествий, несущих угрозу здоровью. Ежегодно от...
Что делать после удаления спирали
Несмотря на явные преимущества ВМС (удобство, экономичность, эффективность, долговременность применения), все же возникает необходимость в ее удалении. И чем ближе...
Что делать при болезни шляттера
Болезнь Шляттера – это заболевание, которое связано с дистрофическим поражением головки большеберцовой кости. Данная проблема часто встречается у детей и...
Что делать с рассеянностью
Полуянова Н.А., воспитатель МБДОУ №54 «Искорка» г. Набережные Челны Рассеянность - этo психическое состояние, для которого характерно отсутствие сосредоточенности, внимания....
Adblock detector